Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Коробинская ООШ"
Тверская область, Зубцовский муниципальный округ,
д. Малое Коробино, ул. Школьная, д. 10А
План мероприятий по профилактике деструктивного поведения
Учащихся МБОУ « Коробинская ООШ»
Актуальность профилактики деструктивных форм поведения обучающихся обусловлено тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации, возникают всё более разнообразные и усложняющиеся формы её проявлений, усиливаются негативные последствия асоциального поведения как для самих несовершеннолетних, так и для всего общества. Самым тревожным является то, что подростковая девиация характеризуется постоянством и нежелательным динамизмом. В сферу антиобщественной деятельности втягивается всё больше молодых людей, объединяющихся для совершения преступлений, число которых неуклонно растёт. Объективными основаниями, актуализирующими изучение девиантного поведения подростков в российском обществе также являются: - рост количества и многообразия деструктивных форм поведения - омоложение и феминизация субъектов девиантного поведения - сопоставимость криминальной активности малолетних правонарушителей с преступностью взрослых - сохранение негативных тенденций в социальной, экономической, духовной сферах общества что позволяет делать прогнозы дальнейшего роста отклонений. - Предпринимаемые государством меры, реализация профилактических программ не обеспечивают снижения социальной напряжённости и численности подростков с признаками девиантного поведения. В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально значимыми задачами становится не только сдерживание роста подростковой девиации, но и повышение эффективности превентивных и отдалённых технологий выявления и профилактики деструктивных форм поведения у подростков. Вызывает оправданный интерес выявление особенностей подростковой девиантности, обусловленной микросоциальным окружением, семьёй, личностными, социально-групповыми, психологическими и иными характеристиками. Возникает потребность в формировании нового педагогического дискурса, отражающего основные особенности и тенденции, причины и факторы подростковой девиации, стратегию профилактической работы в современном трансформирующемся обществе. Среди традиционных причин девиантного поведения в педагогике и психологии обсуждаются следующие - нарушения в становлении, формировании и развитии личности - нарушения в деятельностной линии онтогенеза - влияние социокультурных особенностей, образа жизни и семейных отношений (детско-родительских, детско-детских, родительских) - характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением - выраженное протекание подросткового кризиса - членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых молодёжных группах антисоциальных норм. Несмотря на бесспорную значимость этих исследований, можно отметить недостаточную разработанность проблемы профилактики деструктивных форм поведения детей и подростков с применением технологий педагогической профилактики и раннего выявления.
№ п/п |
Категория |
на 01.09.2023 |
% |
1. |
Всего обучающихся в школе |
43 |
100 |
2. |
Многодетных семей: - в них детей, обучающихся в школе |
9 19 |
32 44 |
3. |
Опекаемые: из них сирот приемная семья |
0 0 0 |
0 0 0 |
4. |
Дети-инвалиды |
0 |
0 |
5. |
Дети, обучающиеся на дому |
0 |
0 |
6. |
Малообеспеченные семьи |
10 |
36 |
7. |
Неблагополучные семьи |
2 |
7 |
8. |
Неполные семьи: одна мать один отец
|
12 11 1
|
43 39 4
|
9. |
Родители работают в других городах: один родитель оба родителя |
2 0 |
7 0 |
10. |
Дети, которые проживают отдельно от родителей без оформления опекунства |
0 |
0 |
11. |
Дети, у которых родители инвалиды 1 родитель оба родителя |
0 0
|
0 0 |
12. |
Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
17 |
40 |
13. |
Дети, состоящие на профилактическом учете: ВШУ ОДН КДН и ЗП |
3 0 0
|
7 0 0 |
Цель: профилактика деструктивных форм поведения (делинквентное, девиантное, аддиктивное, суицидальное, экстремистского и др).
Задачи: - раннее выявление детей с признаками деструктивного поведения; - создание системы эффективной профилактики и предупреждения деструктивных форм поведения у несовершеннолетних; - внедрение технологий профилактики деструктивного поведения; - обеспечение комплексной психолого-медико – социальной помощи детям, их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, с признаками деструктивного поведения. - всесторонне развитие личности несовершеннолетних.
№ п\п |
Задача |
Мероприятие |
Категория (обучающиеся (класс), родители (класс), педагоги (класс)) |
Срок реализации |
Ответственный
|
|
Организация профилактической работы в ОУ |
Заседание Совета профилактики |
Участники образовательного процесса |
1 раз в месяц |
учителя предметники |
|
|
Заседание МО классных руководителей |
классные руководители |
1 раз в четверть |
Заместитель директора,
|
|
|
Заседание Комиссии по делам несовершеннолетних |
Участники образовательного процесса |
По необходимости |
Заместитель директора |
|
|
Общешкольные тематические родительские собрания |
Родители (законные представители) |
Два раза в год |
Заместитель директора, классные руководители |
|
|
Участие в межведомственных мероприятиях (конференции, семинары, конкурсы и др.) |
Педагогические работники |
В течение года |
Заместитель директора |
|
|
Совершенствование межведомственного взаимодействия своевременной и квалифицированной помощи несовершеннолетним, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации путем взаимодействия с учреждениями профилактики: Отдел опеки и попечительства; ОДН ОП , КДНиЗП. медицинские учреждения (детская поликлиника; . |
|
В течение года |
|
2. |
Предупредить развитие негативного явления среди несовершеннолетних в ОУ (первичная профилактика) |
Выявление и учет детей и семей, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных |
Обучающиеся 1-9 классов, родители (законные представители) |
В течение года |
Классные руковолители |
|
|
Организация досуговых мероприятий (кружки, секции), распространение информации и включение детей, имеющих факторы риска |
Обучающиеся 1-9 класс |
В течение года |
Заместитель директора, классные руководители |
|
|
Мероприятия по защите прав несовершеннолетних |
Обучающиеся 1-9 класс |
В течение года |
Заместитель директора, класные руководители |
|
|
Индивидуальные или групповые консультации для родителей детей «группы риска» |
Родители (законные представители) 1-9 класс |
В течение года |
Классные руковолители |
|
|
Индивидуальные или групповые консультации по проблемам работы с обучающимися |
Классные руководители 1-9 класс |
В течение года |
Заместитель директора, классные руководители |
|
|
Обучающие семинары по организации и проведению мероприятий профилактической направленности |
Классные руководители 1-9 класс |
В течение года |
Заместитель директора, классные руководители |
Зам. Директора по воспитательной работе М.В. Елисеева.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный |
1 |
Анализ результатов мониторинга внедрения программы воспитания и эффективности работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся |
Апрель 2023 год |
Ширякова В.А. Лабутина В.В. |
2 |
Проведение анкетирования по изучению ценностных ориентаций обучающихся 5-8 классов |
Май 2023 год |
Классные руководители 5-8 классы |
3 |
Занятие с классными руководителями по повышению эффективности работы, направленной на формирование ценностных ориентаций обучающихся |
В теч.года |
Ширякова В.А. Лабутина В.В. |
4 |
Диагностика ценностных ориентаций школьников |
В теч.года |
Классные руководители |
5 |
Привлечение учащихся ОО в детские общественные объединения (РДШ, ЮНАРМИЯ, , ЮИД, Орлята России и т.д.) |
В теч.года |
Классные руководители |
6 |
Организация мероприятий с учетом современных достижений в науке, технике и на основе отечественных традиций |
В теч.года |
Классные руковолители |
7 |
Развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся |
В теч.года |
Классные руководители |
8 |
Формирование законопослушного поведения профилактика правонарушений несовершеннолетних |
В теч.года |
Елисеева М.В Классные руководители |
9 |
Поддержка семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации |
В теч.года |
Лабутина В.В. Классные руководители |
10 |
Обеспечение физической, информационной и психологической безопасности детей и подростков |
В теч.года |
Классные руководители |
11 |
Повышение эффективности педагогической деятельности по классному руководству |
В теч.года |
Директор школы |
12 |
Проведение мероприятий по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников |
В теч.года |
Лабутина В.В. Классные руководители |
13 |
Вовлечение учащихся ОО к конкурсным мероприятиям международного, всероссийского и регионального уровня («Большая перемена», «Снейл», « Росконкурс» итд.) |
В теч.года |
Классные руководители |
14 |
Мероприятия по развитию экологического воспитания |
В теч.года |
Елисеева М.В. |
15 |
Взаимодействие с родительской общественностью по вопросам воспитания школьников |
В теч.года |
Классные руководители |
16 |
Проведение мероприятий, тренировок, опросов по изучению социальных запросов обучающихся |
В теч.года |
Классные руководители |
В настоящее время современное общество подвержено сильному влиянию на него компьютерных технологий. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Время диктует нам условия, при которых система образования ориентируется на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Компьютерные технологии призваны стать частью целостного образовательного процесса. Они должны значительно повысить общую мотивацию учеников, эффективность образования и качество знаний.
Компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние школьники гораздо больше времени проводят за компьютерами, чем за чтением художественной или учебной литературы. С этим бороться бесполезно, это надо принять как данность и использовать ее в своих интересах. А самый главный наш интерес – дать ученикам необходимые знания, повысить качество и уровень образования, научить школьников искать новые знания, пользоваться ими. В достижении этой цели компьютер – друг наших детей и наш тайный сообщник – может оказать нам большую помощь.
Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволило педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также индивидуализация, дифференциация процесса обучения, осуществление контроля с обратной связью, самоконтроля и как итог - повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получил возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволило учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения не только не упрощается, а, наоборот, усложняется. Однако процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.
И все же сейчас в школе компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению. В этих условиях качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя.
Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения и повышению качества знаний. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.
Возможности использования компьютера на уроках довольно разнообразны:
· Визуальный источник информации
· Интерактивный демонстрационный материал
· Тренажер
· Контроль знаний, умений, навыков учащихся
· Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
Одна из возможных форм организации обучения на уроках – использование электронного учебного пособия. Но если стандартное пособие может выступать как вспомогательный материал к учебному занятию, то собственное создание электронной формы позволяет расширять и углублять знания, проводить огромную исследовательскую работу, проявлять творческий подход к изучаемому предмету. На первый план выходят ученические презентации, в процессе демонстрации которых школьник приобретает опыт публичных выступлений и может выступать в роли учителя. Ребята имеют возможность использовать ресурсы предметных кабинетов, Интернета. Такая работа позволяет проявлять творчество, индивидуальность, избежать формального подхода при подготовке домашнего задания. Подготовка презентаций – творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Презентации эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал.При подготовке презентации ученик проводит огромную исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, проявляет творческий подход к изучаемому предмету. На уроках физики широко применяются тренажеры, позволяющие организовать как коллективную работу, так и самостоятельную с применением мобильного компьютерного класса. Современные образовательные технологии позволяют разрабатывать и реализовать новые формы проведения занятий, что позволяет учителю эффективнее использовать наглядный материал, а школьнику успешнее освоить учебную программу.
Использование ИКТ даёт возможность проведения интегрированных уроков, например, Физики и математики по теме “Решение физических задач с помощью линейных уравнений”. При подготовке к уроку учащиеся получают опережающее задание, выполнение которого требует использование средств ИКТ. На уроке работают в группах, получив индивидуальные задания, с компьютером, принтером, сканером, извлекают информацию в Интернете, принимают самостоятельные решения на поставленные учителями задачи.
Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реализовать межпредметные связи физики.
Наглядные средства обучения способствуют не только более глубокому постижению знаний и приобретению необходимых умений, но и содействуют решению задач дифференцированного образования (в первую очередь реализации этих задач помогает раздаточный материал, ориентированный на самостоятельную работу учащихся). Видеофильмы на мультимедийной основе и учебные CD-ROM по физике позволяют познакомить учащихся с широкой, разнообразной, полной информацией по тому или иному вопросу и дать им возможность самостоятельно выбрать степень глубины этого знакомства.
Наряду с многочисленными положительными сторонами информатизации образования просматривается ряд проблем:
изучение возможностей средств новых информационных технологий, педагогическая целесообразность их использования
психолого-педагогические требования, предъявляемые к информационным технологиям, оптимальные условия их применения
Тем не менее, все вышеизложенные интерактивные, информационные и мультимедийные формы и подходы к образовательному процессу позволяют не только повысить мотивацию учащихся к изучению учебных предметов, но и приближаютсамо обучение к современным условиям и современным требованиям к образованию, организации учебного занятия и повышают качество образования.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коробинская ООШ»
Зубцовский муниципальный округ
Задачи |
Содержание |
Сроки реализации |
Ответственные |
Участники |
Провести диагностику уровня учебной мотивации. |
Проведение диагностики уровня учебной мотивации среди обучающихся, выявление ведущих учебных мотивов. |
Май, декабрь 2023г. |
Заместитель директора по УВР |
Классные руководители, учителя- предметники |
Укрепить нормативно-правовую базу. |
Разработка локального акта по работе со слабоуспевающими учащимися. |
Июнь 2024г |
Директор школы, заместитель директора по УВР |
|
Обеспечить психологический комфорт обучающихся в урочной и внеурочной деятельности. |
Организация и проведение уроков, на которых создается «ситуация успеха» для всех обучающихся. |
В течение всего периода |
Заместитель директора по УВР |
Педагогический коллектив |
Провести комплекс мероприятий по выявлению причин неуспешности у обучающихся среди учителей, обучающихся и родителей. |
Отчет о проделанной работе по выявлению причин неуспешности. Создание педагогами условия для обучаемого с трудностями в обучении. |
Апрель – май 2024 Сентябрь 2023 |
Заместитель директора по УВР
|
Педагогический коллектив |
Организовать более эффективную работу с одарёнными и высокомотивированными обучающими. |
Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах |
В течение года |
Заместитель директора по УВР |
Учителя- предметники |
Организовать повышение квалификации педагогов. |
Участие педагогов в методических вебинарах по преодолению рисков учебной неуспешности, организованных ФИС ОКО |
В течение всего периода |
Заместитель директора по УВР |
Учителя- предметники |
Провести анализ выполнения Всероссийских проверочных работ, результатов ГИА. |
Анализ выполнения обучающимися ВПР и ГИА. Анализ результатов Всероссийских проверочных работ. |
Ноябрь 2023 г. Май-июнь 2024 г. |
Заместитель директора по УВР |
Учителя- предметники |
Совершенствовать и развивать профессиональное мастерство, педагогические технологии, формы, методы и средства обучения. |
Организация и проведение заседаний педагогических советов: «Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения»; «Учебная мотивация обучающихся»; Организация и проведение круглого стола «Повышение качества знаний учащихся с рисками учебной неуспешности» Посещение уроков администрацией школы, взаимопосещение уроков учителями-предметниками.
Круглый стол по обмену педагогическим опытом «Как создать на уроке «успешного ученика»?» |
Ноябрь 2023 г
Апрель 2024 г.
Октябрь 2023 г.
В течение всего периода
Сентябрь 2023 г
|
Заместитель директора по УВР
|
Учителя- педметники |
Провести повторную диагностику обучающихся с трудностями в учебной деятельности, направленную на выявление причин затруднения. |
Диагностика индивидуальных особенностей познавательных процессов обучающихся с трудностями в в учебной деятельности. |
Февраль 2024 |
Заместитель директора по УВР |
Учителя- предметники |